::Главная ::Гостевая ::Контакты ::Ссылки
English version English version »
Всего судов: 205
Всего фотографий: 258
Всего статей: 36


  Случайное фото:

"Белоруссия"





Статьи и публикации

- Архив Алексея Сёмина » Жизнь замечательных людей:

«назад

Д.И.МЕНДЕЛЕЕВ И "РУССКИЙ СПОСОБ" ПЕРЕВОЗКИ НЕФТИ

О необходимости тесной связи науки с практикой великий русский ученый Д. И. Менделеев в одной из своих записных книжек писал так: «Идея и дело относятся как вода и твердая пища. Без них обоих невозможна жизнь общественного организма и движения человечества и открытия. Много идей и нет дела — худо. Но много дела без идей — равно нулю. Смерть от недостатка того и другого. Наука и промышленность — равны идее и делу». Всю свою жизнь он страстно боролся против рутины и отсталости, за передовые идеи и теории в науке, за новые прогрессивные методы в производстве. Примерами тому могут служить основанные на экономических соображениях предложения Менделеева о постройке нефтепровода Баку — Батуми, по технологии добычи и переработке нефти, получению дешевого керосина, использованию мазута в качестве топлива. Трудно переоценить значение для практики и предложение Д. И. Менделеева перевозить нефть и нефтепродукты непосредственно в трюмах судов.

Еше в 1862/63 учебном году, когда Петербургский университет был временно закрыт в связи со студенческими волнениями, свободный от преподавательской работы ученый, занимаясь составлением и редактированием «Технической энциклопедии», заинтересовался нефтяным делом и сразу же увлекся его грандиозными для России перспективами.

Известно, что наша страна является родиной первого промышленного способа перегонки нефти, а первым в мире нефтеперегонным заводом был завод, построенный в 1823 г. в районе города Моздок крепостными крестьянами братьями Василием, Герасимом и Макаром Дубиниными. В Америке лишь десять лет спустя были проведены первые опыты по перегонке нефти. Но, несмотря на это, в те годы освещение даже столицы России — Петербурга осуществлялось американским продуктом, называвшимся сначала фотонафтилем или фотогеном. Интересно, что именно в связи с этим появилось современное русское название светлого продукта — «керосин»: в то время фотонафтиль продавался в Петербурге в лавке американца Самуэля Кера, на вывеске которой было написано — «Кер и сын». Предпочтение американскому керосину отдавалось потому, что русский керосин на месте его использования обходился значительно дороже. Причинами этого и заинтересовался Д. И. Менделеев.

Появление керосина и быстрый рост спроса на него стимулировали развитие нефтяных промыслов. Особенно бурно они развивались на Апшеронском полуострове. Здесь, неподалеку от Баку, в Сураханах, имел свой нефтеперегонный завод русский предприниматель В.А.Кокорев, известный как большой любитель живописи и покровитель художников. По его предложению, взяв отпуск, и отправился в августе 1863 года на Кавказ Д. И. Менделеев, чтобы на месте ознакомиться с нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленностью.

Из Баку во внутренние губернии России керосин доставляли водным путем по Каспию и Волге в деревянных двадцатипятипудовых бочках. Погрузка в морские парусные суда в Баку была долгой и трудоемкой, так как производилась исключительно вручную. С заводских складов сотни подвод доставляли бочки к пристани. После морского перехода суда не могли пройти в устье Волги в связи с недостаточностью глубин, и поэтому становились на девятифутовом рейде в 160 верстах от Астрахани. Здесь бочки опять-таки вручную перегружали в речные баржи. Из прибрежных городов керосин доставляли потребителям на подводах.

Изготовление деревянных бочек обходилось дорого, а в пунктах сбыта товара они продавались за бесценок, так как не находили применения, что сильно сказывалось на увеличении стоимости товара. С учетом складских расходов, затрат на тару и на многократную перегрузку транспортные расходы в несколько раз превышали стоимость производства керосина. Кроме того, при такой транспортировке возникали большие потери груза в пути. Замена двадцатипятипудовых деревянных бочек более удобными десятипудовыми железными не изменила положения. В этих условиях русский керосин не мог конкурировать с американским даже на внутреннем рынке. Многие нефтеперегонные заводы стали убыточными. В их числе оказался и завод В. А. Кокорева.

Посетив этот завод и ознакомившись на месте со способами добычи и перегонки нефти, Дмитрий Иванович дал ряд советов по технологии и предложил связать трубопроводами нефтяные колодцы с заводом, а завод — с пристанью. Главную причину убыточности предприятия он усмотрел в чрезмерно больших расходах на доставку керосина потребителям водным транспортом. Как выход из создавшегося положения возникла смелая идея перевозить нефтепродукты не в бочках, а в трюмах специальных судов.

Расчетливый и умелый организатор, В. А. Кокорев занимался предпринимательской деятельностью в разных областях экономики. Он учредил один из первых русских кредитных банков, телеграфное агентство, владел нефтеперегонным заводом, горнозаводской железной дорогой. Сильным увлечением Кокорева была живопись, коллекционирование. Его художественная галерея насчитывала около пятисот работ русских и европейских художников. В Вышневолоцком уезде Тверской губернии на берегу озера Мстино он открыл на свои средства летний пансионат для учащихся Академии художеств.

Последовав совету Д. И. Менделеева, Кокорев впервые в мире пытался осуществить перевозку нефтепродукта новым способом. С этой целью он начал постройку сразу нескольких деревянных нефтеналивных барж. Но попытка оказалась неудачной, так как баржи, строительство которых было почти закончено, сгорели. Позднее предпринимались и другие попытки перевозить нефть способом, предложенным Менделеевым, но и они по разным причинам оканчивались неудачно.

Первые в мире перевозки нефтепродуктов наливом были осуществлены лишь через десять лет астраханскими судовладельцами братьями Николаем и Дмитрием Артемьевыми на парусной лодке «Александр». После выгодных рейсов из Баку в Астрахань новый способ получил широкое распространение как в России, так и за ее пределами, где ого стали называть «русским способом». Благодаря переходу к перевозкам в судах наливом русский керосин в скором времени стал конкурентоспособным не только в России, но и на внешних рынках.

В наши дни весь мир перевозит нефть и нефтепродукты в танкерах и баржах по способу, предложенному когда-то великим русским ученым-химиком.

В. ЦВЕТКОВ
«РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ»


«назад
Сегодня


Новости