::Главная ::Гостевая ::Контакты ::Ссылки
English version English version »
Всего судов: 205
Всего фотографий: 258
Всего статей: 36


  Случайное фото:

"Александр Пушкин"





Статьи и публикации

- Архив Алексея Сёмина » Пассажирский флот:

«назад

ПАССАЖИРСКИЙ ФЛОТ СССР

В ЯНВАРЕ 1918 года В. И. Ленин подписал Декрет о национализации морского и речного флота. С этого момента молодая Советская республика начинает морские перевозки пассажиров. Правда, они тогда носили эпизодический характер — в обстановке гражданской войны Советское государство не владело флотом: север, юг, восток были отрезаны от центра России, а Балтика — блокирована.

С разгромом белогвардейцев и изгнанием интервентов начался сбор и ремонт оставшихся судов. Работа эта была тяжелой и длительной. Враги потопили около 60 судов и около 310 Впали за границу. По мере приведения судов в эксплуатационное состояние на бассейнах открывалось регулярное пассажирское сообщение. Летом 1921 года начинается движение судов па Крымско-Кавказской, Херсонском, Николаевской, Крымско-Азовской и других внутренних линиях. Их обслуживали пароходы «Ленин», «Ильич», «Чичерин», «Пестель», «Игнатий Сергеев» вместимостью от 474 до 676 человек; «Севастополь», «Новороссийск», «Феодосия» — по 220—260 человек.

В числе первых пассажирских судов был и возвращенный Родине в 1927 году пароход «Теодор Нетте». Имея скорость 10 узлов, он перевозил до 350 пассажиров и 2150 тонн груза. Вскоре «Теодор Нетте» стал совершать рейсы в порты Средиземного моря, в затем пришел по Владивосток. В Дальневосточном бассейне вместе с «Теодором Нетте» перевозки пассажиров осуществляли однотипные пароходы «Тобольск», «Томск», «Эривань», «Астрахань», «Симферополь». Пароходы «Герцен», «Рошаль», «Совет» выполняли срочные рейсы по товаро-пассажирском линии Ленинград — Лондон.

Начавшееся в стране социалистическое строительство потребовало улучшения и развития морских пассажирских путей сообщения. Старые, много раз латаные суда, перестали удовлетворять растущие запросы населения. Встал вопрос о создании нового пассажирского флота. 29 октября 1924 года Совет Труда и Обороны предложил немедленно приступить к выполнению программы судостроения. В январе 1925 года на ленинградских верфях состоялась закладка первых шести «коммерческих судов», в том числе два грузопассажирских. Это было началом рождения нового пассажирского флота СССР В 1926—1929 годах в Ленинграде на Северной верфи построили однотипные грузо-пассажирские теплоходы: «Феликс Дзержинский», «Андрей Жданов», «Кооперация», «Сибирь», «Смольный», «Ян Рудзутак».

Каждым из них имел 172 пассажирских места м мог перевозить 2227 тони груза. Первое время большинство из них обслуживало действующую тогда срочную товаро-пассажирскую линию Ленинград — Гулль — Лондон. Теплоходы «Кооперация» и «Смольный» до сих пор находятся в составе морского пассажирского флота. Для работы в северных морях в 1930 году в Ленинграде построили грузо-пассажирские теплоходы: «Карелия», «Мудьюг», «Поморье» вместимостью по 138 человек и грузоподъемностью по 223 тонны. Были приобретены за границей «Вологда», «Воронеж», «Вятка», которые могли перевозить по 152 пассажира и 524 тонны груза.

Интенсивно пополнялся пассажирскими судами Черноморский флот. В 1928—1931 годах на линию Одесса—Батуми вышло шесть однотипных теплоходов: «Грузия», «Крым» — иностранной постройки и «Абхазия», «Аджария», «Армения», «Украина», построенные в Ленинграде. Каждый из них имел по 850 пассажирских мест и мог взять 1000 тонн груза. Между Одессой и Херсоном начинают курсировать двухсотместные теплоходы заграничной постройки «Котовский» и «Молдавия».

Азовские порты с черноморскими связали теплоходы «Дельфин» и «Чайка», переименованные затем в «А. Чехов» и «Н. Островский», вместимостью 492 человека. Их создали на отечественных судостроительных заводах. Специально для работы на Дальнем Востоке в 1930 году в Ленинграде строятся грузо-пассажирские пароходы «Анадырь», «Сахалин», «Свердловск», «Север» вместимостью 328 и 478 человек и грузоподъемностью 2507 тонн. Несколько позднее, в 1936 году, на заводе «Красное Сормово» построили два однотипных теплохода: «Дагестан» и «Туркменистан» вместимостью по 750 человек. Они работали на линии Баку — Красноподск более четверти пека. Вступили в эксплуатацию теплоход «Сванетия», совершающий регулярные рейсы по ближневосточном линии, н турбоэлектроход «Балтика», обслуживающим и поныне линию Ленинград — Лондон. Пополнение пассажирского флота серийными судами позволило в годы первых пятилеток коренным образом улучшить обслуживание населения морским транспортом и способствовало развитию перевозок пассажиров между советскими и иностранными портами.

С первых дней Великом Отечественной войны экипажи пассажирских судов вместе со всеми моряками торгового и военно-морского флота сражались с фашистами на суше и на море, обеспечивали доставку людей, а также продовольствия, техники, боеприпасов и других видов снабжения для советских войск. Часть судов была переоборудована в санитарные транспорты. Некоторые из них, выполнив свой воинский долг, оставались в строю долгое время и после войны, осуществляя перевозки пассажиров на ответственных линиях. Среди них: ордена Красного Знамени пароход «Львов», теплоход «Крым», турбоэлектроход «Балтика», вечерам советского пассажирского флота «Совет», пароходы «Вятка», «Желябов», «Кишинёв», «Мудьюг», «Юшар», «Ямал» и другие.

В 1945—1959 годах пассажирский флот пополнился трофейными судами «Россия», «Адмирал Нахимов», «Победа», «Украина», составившими ядро пассажирского флота Черноморско-Азовского бассейна, и судами «Азия», «Александр Можайский», «Ильич», «Русь», «Советский Союз» — Дальневосточного бассейна. Дальнейшее развитие пассажирских перевозок обусловило необходимость пополнения флота новыми судами. За последние годы советский морской флот получил свыше десяти новых типов пассажирских судов. Среди них пять океанских лайнеров типа «Иван Франко» (19 860 бр. per. т) на 700 пассажирских мест, девятнадцать судов типа «Михаил Калинин», имеющих по 300 мест, и девять «Киргизстан» вместимостью 240 человек.

На заводе «Красное Сормово» построено несколько паромов типа «Советский Азербайджан». Каждый из них перевозит между Баку и Красноводском до 300 пассажиров и железнодорожные вагоны. Скоро вступят в эксплуатацию паромы типа «Сахалин» на линии Холмск—Ванино. В настоящее время специалисты работают над проектами паромов, рассчитанных на перевозку между Одессой и Батуми до 1000 пассажиров и 250 автомобилей, проектируются быстроходные суда на воздушной подушке и др. Значительно обновился и вырос пассажирский флот, обслуживающий местные и припортовые линии, в его составе скоростные суда на подводных крыльях «Невка», «Комета», «Вихрь» с количеством пассажирских мест от 5 до 260.

Объем пассажирских перевозок советским морским флотом за последние семь лет увеличился и в настоящее время составляет около 40 миллионов человек. Пассажирский флот располагает опытными кадрами. Среди них Герои Социалистического Труда капитаны Б. А.. Гришин, Г. Н. Клепиков, П. А. Майоров, А. М. Оганов. Удовлетворяя потребности населения нашей страны во внутренних перевозках, советский пассажирский флот обеспечивает внешние связи СССР с зарубежными странами и играет существенную роль, в общей структуре мировых пассажирских перевозок, особенно в бассейнах Балтийского, Северного и Средиземного морей.

В настоящее время советские суда обслуживают 16 регулярных международных линий, связывающих порты СССР с портами более 25 зарубежных стран Европы, Азии, Африки и Америки. Кроме того, они ежегодно совершают в различных направлениях рейсы с советскими и иностранными туристами. Многие крупные зарубежные туристские фирмы и организации предпочитают прибегать к услугам советских пассажирских судов. Все это является результатом возросшего международного авторитета СССР, развития дружеских связей нашей страны с народами зарубежных стран, свидетельством миролюбивой внешней политики Советского Союза.

МОРСКОЙ ФЛОТ ,

1972 г.


«назад
Сегодня


Новости